Главная » 2011 » Июнь » 12 » ПЕРЕЖИВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОБУЖДЕНИЕМ КУНДАЛИНИ
16:26
ПЕРЕЖИВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОБУЖДЕНИЕМ КУНДАЛИНИ
ПЕРЕЖИВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОБУЖДЕНИЕМ КУНДАЛИНИ

Переживания, которые человек испытывает за месяцы и годы работы с Кундалини, связаны с физиологической, эмоциональной и духовной сторонами его натуры и оказывают глубоко преобразующее влияние на его жизнь.



Они затрагивают все чувства и дарят людям яркие эпизоды, которые могут быть либо болезненными, либо смешными, либо экстатическими. Каждый отдельный человек переживает процесс пробуждения по-своему, непредсказуемо и с разной длительностью и интенсивностью. Для некоторых людей симптомы пробуждения проявляются в первую очередь ночью, когда защитные барьеры ослаблены и психика пребывает в расслабленном состоянии. Другие могут мучиться болезненными физическими расстройствами, которые не поддаются постановке диагноза, и симптомами, которые необъяснимым образом перемещаются из одного органа тела в другой.

Некоторые сообщают об эмоциональном подъеме и волнах ощущений, подобных оргазму. Состояния и процессы, наблюдаемые при пробуждении Кундалини, можно разделить на семь категорий, которые будут описаны далее в этой главе.



Праническая активность, или крийи: интенсивные непроизвольные движения тела, дрожь, вибрация, резкие движения и ощущение электрического тока, покалывания и быстрых течений энергии, наполняющей тело. Термин "крийя" в йоге иногда определяют как "способность принимать любую форму". [1]

Физиологические проблемы: могут включать пробуждение скрытых ранее заболеваний или псевдозаболеваний, мнимые сердечные заболевания, желудочно-кишечные расстройства, нарушения в нервной системе, проблемы с аппетитом и боли в различных частях тела, особенно вдоль позвоночника и в голове, а также другие нарушения, которые обычно трудно диагностировать и лечить.



Явления, связанные с йогой: могут непроизвольно возникать йогические позы (асаны) или положения рук этой же традиции (мудры), которые человек никогда ранее не видел. В уме могут появляться символические образы, раздаваться песнопения, слова на санскрите, слоги и разные другие особые звуки, обычно описываемые в традиционной литературе по йоге.



- Психологические и эмоциональные сдвиги: возможно усиление любых неразрешенных психологических тенденций и вопросов, страх смерти или душевной болезни, перепады настроения и всепоглощающие волны беспокойства, гнева, вины или подавленности, равно как и глубокого сострадания, бескорыстной любви и повышенной чувствительности к настроению других.

- Внечувственные восприятия: это могут быть зрительные (огни, символы, образы различных существ, эпизоды из прошлых воплощений, видения), слуховые (голоса, музыка или отдельные фразы) или обонятельные явления (например, запах сандалового дерева, духов или ладана)



- Парапсихологические феномены: ясновидение, необычные совпадения, целительские способности и психокинез - наиболее часто сообщаемые оккультные явления.



- Самадхи или сатори: погружение сознания в мистические состояния единства, покоя, света или энергии; менее интенсивные состояния транса; спокойствие, радость и волны блаженства, возникающие во время или после медитации или спонтанно в другое время.



Физиологические измерения процесса пробуждения Кундалини



Обычно пробуждение Кундалини в первую очередь узнается по необычной физиологической деятельности организма, которую оно вызывает. Для западной медицины трудно уловить связь между телесными симптомами и мистицизмом, хотя даже беглый взгляд на записи христианских мистиков точно показывает, что они часто сталкивались с ярко выраженными физиологическими проблемами. Эти проблемы считались теми, кто не имел представления о взаимосвязи между энергетическими процессами, состоянием тела и религиозным служением, последствиями слабого физического здоровья. Если мы предположим теоретически, что такое духовное пробуждение включает интенсивные движения энергии и перестройку организма с целью управления ими, то начнем представлять влияние данного процесса на тело и нагрузку на организм, пытающийся осуществить его...



Я сгруппировала праническую активность и физиологические явления, встречающиеся в литературе и в сообщениях опрошенных жителей Запада, в шесть категорий - праническая активность, или крийи, внутренние физические ощущения, визуальные проблемы, изменения в режиме питания, температурные изменения и симптомы физических заболеваний или псевдозаболеваний.



Праническая активность (крийи)

Непроизвольные подергивания, дрожь, вибрация, спазмы.

Сокращения мышц, особенно ануса, живота и горла (йогические "замки", или бандхи).

Внезапные движения рук, ног или головы.

Непроизвольные танцы, прыжки или кружение.

Падение или замирание в процессе деятельности, жесткость в теле.

Быстрый бег с головокружительной скоростью.

Подергивание всего тела, когда сильный поток энергии поднимается внутри, начиная с большого пальца ноги, ступни или основания позвоночника.



Внутренние физические ощущения



Ощущения экстаза и блаженства, средние по интенсивности или сильные, длящиеся несколько минут или несколько месяцев.

Ощущение опьянения, отрешенности, легкое чувство пребывания вне тела.

Впадение в транс, неподвижный взгляд, устремленный в пространство.

Учащение пульса.

Ощущение подключенности к электрической розетке, покалывание, зуд.

Нервная энергия, напряжение, пульсация, иногда сменяющаяся вялостью.

Тошнота, боли в животе.

Ощущение, что внутри змея, особенно что она находится в животе или ползет вверх по позвоночнику.

Боль в груди, словно при сердечном приступе.

Постоянные или временные боли во всем теле, которым нельзя поставить диагноз.

Боли - ноющие в спине и резкие вдоль позвоночника.

Головные боли, ощущение гудения в голове, покалывание, зуд, или мурашки по коже головы.

Электрические ощущения в голове, чувство, что вскрывают череп.

Онемение кистей, рук в целом или ступней.

Боль или ощущение электрического покалывания в больших пальцах ног, потемнение ногтя большого пальца ноги или его отпадение.

Интенсивная сексуальная энергия, спонтанные оргазмы, испытываемые в области половых органов или описываемые как "охватывающие все тело" или "мозговые оргазмы",

Сосущие ощущения в области шейки матки; зуд в области промежности.

Ощущения, что тело легкое, как воздух; внетелесные состояния.

Чрезвычайно чувствительный слух - слышание голосов на большом расстоянии или соотнесение с каждым тоном цвета.

Вибрация и энергия, выходящие из ушей.

Слышание и ощущение глубоких внутренних звуков.

Гиперактивность, за которой следует истощение.

Волосы стоят дыбом.

Выпячивание живота, словно при беременности.

Спонтанное наполнение легких воздухом.

Вкус сладкого нектара, текущего сверху в горло (амрита).



Проблемы со зрением



Веки на время закрываются и не открываются.

Временная слепота.

Ухудшение зрения.

Чрезвычайная чувствительность к свету.

Острое зрение - все цвета кажутся очень яркими.

Видение ауры. Жжение в глазах.

Подергивание в области между бровей или сосредоточение внимания на "третьем глазе".



Изменения в режиме питания



Значительные колебания аппетита, могут включать невозможность есть вообще на протяжении нескольких дней или недель или огромный аппетит.

Могут иметь незначительное влияние на вес или вообще никакого.

Стремление исключить из рациона мясо, алкоголь и лекарства.



Температурные изменения



Волны жара, иногда с обильным потоотделением.

Жар может струиться из тела или ощущаться как интенсивное горение.

Ночное потоотделение.

Волны ледяного холода, иногда сменяющиеся волнами жара.

Ощущения жара или холода в различных частях тела, особенно в кистях или в основании позвоночника.



Заболевания или псевдозаболевания



Мнимые сердечные приступы, обычно ложная тревога; жалобы на то, что сердце не бьется.

Желудочные расстройства и другие нарушения в работе пищеварительного тракта.

Мигрень.

Симптомы, похожие на эпилепсию или болезнь Паркинсона.

Искреннее убеждение человека, что он умирает, сопровождаемое неясными болями и жалобами.

Проявление скрытых болезней.

Блуждающие боли, гиперемия, проблемы с пищеварением и другие жалобы, касающиеся различных органов тела, исчезающие без лечения.

Боль вдоль селезеночного меридиана, возможно, из-за перевозбуждения.

Симптомы истощения надпочечников.



Эти симптомы проявляются беспорядочно и могут возникать либо только по ночам, либо приходить и уходить без какой-либо причины; как правило, они не поддаются медикаментозному лечению. Частоту и длительность их проявлений невозможно предсказать. При пробуждении Кундалини у некоторых наблюдается небольшая физическая реакция, у других же в первую очередь возникают сильные физические реакции. Некоторые из достигнувших наивысших высот йогов сообщали о сильных симптомах, хотя обычно эти состояния приходят только на короткий период - на несколько дней или недель. Бывает, что люди, у которых ранее были физические повреждения, могут чувствовать боль в месте давних травм, а те, у кого есть эмоциональные блоки, могут получить болевую реакцию в тех областях, где накапливается напряжение. В большинстве случаев физические нарушения постепенно исчезают через год-два, а бывает и быстрее, хотя сознавание своих ощущений и течения энергии остается. Некоторые сообщают, что в теле сохраняется определенный уровень внутренней вибрации и никогда больше не возвращается полностью обычное ощущение и что, погружаясь в эту вибрацию, они могут углубить медитативное состояние или вызвать по желанию состояние блаженства. Многие практики, такие, как медитация, хатха йога, физические упражнения, пение, методы лечения тела, дыхательные упражнения, а также диета увеличивают, уменьшают или перераспределяют эту энергию в теле.



Обычно крийи, или непроизвольные подергивания и движения, не вызывают боли, хотя и могут стать причиной неловкости или смущения, если проявляются в неподходящее время; как правило люди привыкают к ним и учатся считать их присутствие подтверждением того, что духовная энергия все еще с ними. Такие движения часто сопровождаются ощущением блаженства либо в момент самого движения, либо после него. По сообщениям, они более интенсивны во время медитаций, дыхательных упражнений, терапии тела, половой активности и в стрессовые периоды. Часто (но не всегда) человек может их контролировать в некоторой степени, так что может изменить положение тела или выполнить позу или дыхательное упражнение йоги, или переключить внимание на другую деятельность, в результате чего они слабеют. Можно также при помощи дыхания и создания мысленных образов изменить форму и интенсивность крий.



Йог Баба Хари Дас говорил, что Кундалини - это поднимающееся сознание Я и что все проявления энергии или движений - всего лишь косвенное влияние движений пранической энергии в том, кто не овладел мастерством управления разными видами этой энергии посредством надлежащих методов пранаямы, диеты и воздержанности в жизни. [2] Другие йоги также соотносят необычную праническую активность с недостаточной очищенностью. Мадхусудандасджи однажды написал, что существует два вида крий - один для очищения, а другой - для проявления радости. [3]



Гопи Кришна много писал о физиологических проблемах, связанных с Кундалини, и говорил: "Когда мы допускаем, что в мозгу происходит постоянный биологический процесс, направленный на создание расширенного состояния сознания... легко увидеть, что проявление высшего состояния сознания с абсолютной ясностью и точностью не может произойти сразу же. Как и другие процессы роста, оно должно сопровождаться взлетами и падениями, противоречиями и искажениями, и станет более плавным и устойчивым с течением времени". [4] Он называл подходы к высшему сознанию, которые не учитывали биологические аспекты запредельного опыта, "незрелыми и нереалистичными" и утверждал: "Вряд ли сегодня существует понимание того, что для надличных проявлений сознания совершенно необходимо активное участие мозга и тела... Резонно допустить, что любое глубокое изменение психологического состояния будет сопровождаться изменениями в человеческом организме и также тонкими или даже вполне различимыми изменениями в мозге и нервной системе". [5]



Непроизвольные йогические действия



Однажды утром, выполняя Приветствие Солнца (Сурья Намашкар, поза хатха-йоги), я почувствовал подергивание пальца правой руки, а потом, когда я наклонился к ноге, под правым коленом напряглись мышцы. Я склонился к левой ноге, чтобы улучшить равновесие, и вдруг моя правая рука схватила ногу и рванула ее в сторону. Это было так больно, что я раскрыл рот, чтобы крикнуть, но из него донесся лишь тихий звук - "та"... Марк.



Мое тело продолжало изгибаться назад, так что лицо почти полностью легло на пол... Карен.



Жители Запада, пробудившие Кундалини, могут с изумлением обнаружить, что спонтанно выполняют йогическую асану, позу традиционной хатха-йоги, которую они, может быть, даже никогда не видели и не учились выполнять и которую не могут сделать в нормальном состоянии сознания. Возникает ощущение, что тело выполняет целенаправленное движение, сгибаясь в определенную форму безучастия сознательного ума. Я предполагаю, что это происходит благодаря бессознательной силе, которая точно знает, что нужно телу, чтобы освободиться от блока, и что позы йоги могли первоначально возникнуть на основе таких вот движений древних духовных мастеров. Возможно, в такие моменты подключается пребывающий в подсознании генетический, коллективный или полученный в прошлых жизнях объем опыта - с тем, чтобы привлечь внимание человека или заставить его по-новому взглянуть на вещи. Обычно этот процесс безболезненный, но удивительный.



Подобным же образом некоторые выполняют мудры, символические жесты рук, которые передают развертывание Вселенной и конечное свертывание индивидуального сознания обратно к своему божественному истоку. Считают, что эти грациозные движения сосредоточивают и успокаивают ум и оказывают значительное влияние на энергетическую систему. Они - часть ритуала поклонения йогов, знаки посвящения космическому источнику. Существует много мудр, и у каждой - особое значение, связанное с созидательными процессами в природе и жизни человека.



При пробуждении Кундалини также появляются необычные способы дыхания. В йоге управление дыханием имеет много целей, включая контроль различных частей тела, движение праны к основанию позвоночника с тем, чтобы стимулировать пробуждение Кундалини, успокоение ума, согревание или охлаждение тела, лечение некоторых заболеваний, создание активности и энергичности или душевного покоя и успокоения, развитие йогических сил и другие задачи. Тибетские йоги могут днями сидеть без одежды при температуре ниже нуля, выполняя определенные дыхательные упражнения, которые создают тепло. Такое мастерство создает в традиции йоги целую науку, так как дыхание направляет, увеличивает или уменьшает прану - первичную энергию физической системы.



Те, кто проходил через процесс пробуждения Кундалини, иногда сообщают о необычном дыхании, возможно, учащенном или слишком поверхностном, или о том, что дыхание вообще отсутствует довольно продолжительный период времени. Такие явления могут испугать того, кто не понимает полезность их, а из жителей Запада редко кто занимался таким дыханием. Возможно, эти виды дыхания вызваны физиологическими потребностями, связаны с воспоминаниями о коллективном бессознательном, или задействованы в целях исцеления, неизвестных сознательному уму. Часто они возникают во время глубоких медитаций



Отношения с Кундалини - это, в значительной степени, отношения с "чем-то другим" в себе, демонстрирующим нередко нечто такое, что исходит преднамеренно только от него. У того, кто вовлечен в процесс пробуждения, есть несколько возможностей: изучать йогу и понять, что с ним происходит, принять все без особых тревог с верою, что несознательный импульс имеет определенную ценность, или с желанием поиграть в эту игру, если это только игра; или сопротивляться и злиться по поводу вторжения в его жизнь неизвестных сил. В последнем случае он скорее всего встретится с самыми большими трудностями - страхом, паникой, напряжением и другими разрушительными эмоциями.



Еще одной загадкой процесса пробуждения Кундалини служат слова на санскрите или звуки, которые издает человек, и случайные соприкосновения с внутренней музыкой или звуком. Довольно неудобно говорить, когда не направляешь сознательно свою речь, а тем более - когда она звучит на иностранном языке. Поскольку санскрит считается языком сотворения Вселенной - словами, которыми был сотворен мир (помните: "И слово было Бог..."?), он действительно должен быть глубоко укорененной первичной структурой коллективного бессознательного. Такие звуки приходят, возможно, чтобы открыть нас, успокоить, создать внутри нас новые формы, воссоединить нас с тем первичным материалом, который лежит между нами и нашими истоками. Иногда человек, который начинает воспроизводить эти звуки, находится на очень примитивных уровнях глубокого бессознательного, а иногда - на высших уровнях сверхсознательного. Возможно, звуки эти представляют собой подлинные истоки человеческой речи,



Йогическая и тантрическая традиции учат, что определенные звуки способствуют пробуждению определенных чакр и что звук Ом, или Аум, - это звук-основа Вселенной, содержащий в себе все. Аум представляет три состояния сознания - бодрствующее, сновидное состояние и состояние сна без сновидений. Санскритские песнопения и мантры основываются на определенных тонах и формах звука, которые производят особые результаты. Определенные мантры, обычно длинные и сложные, могут, как считают, действительно создавать формы или какие-либо результаты в материальном мире, если их прочитать нужное количество раз (иногда доходящее до миллионов), с должным благоговением и надлежащим дыханием. Полагают, что именно таким образом осуществляются многие волшебные проявления йогических сил. Как и наука о дыхании, наука о звуке и вибрации составляет краеугольный камень эзотерических практик йоги.



Запредельный звук и свет, с которыми сливается йог, - это сущность божественного духа, так что данный метод считается более прямым путем к пробуждению, чем методы, где внимание фокусируется на Кундалини и пранических энергиях. Он совершенно не требует придерживаться строгих физиологических практик, присущих другим школам йоги. Если запредельные звук и свет есть сущностью божественной энергии, которую она являет перед преобразованием в физиологической и биологической системах, вполне естественно будет слышать внутреннюю музыку и звуки в процессе пробуждения Кундалини, когда эта энергия проникает в третий глаз и человек приближается к растворению своего отождествления с телом.



Великий суфийский учитель Хазрат Инаят Хан называл творение "музыкой Бога". Он писал, что весь космос наполнен абстрактным звуком, наполнен вибрацией, которая слишком тонка, чтобы ее заметили человеческие ухо или глаз. Он говорил: Этот Звук Абстрактного постоянно звучит внутри и вокруг человека. Те, кто может слышать его и медитировать на него, освобождаются от всех тревог, забот, печалей, страхов и болезней, и душа освобождается от оков чувств и физического тела и становится частью Всепроникающего Сознания.

Этот Звук переходит через и в десять разновидностей из-за того, что Его проявление осуществляется через разные каналы тела (нади) и звучит как гром, рев ветра, звон колокольчиков, жужжание пчел, чириканье воробьев, вина, флейта, звучание Шанкхи (морской раковины), пока Он наконец не становится Ху, самым священным из всех звуков, издается ли он человеком, птицей, зверем или вещью. [7]



Кроме слышания звуков, спонтанного повторения мантр или произнесения слогов, соответствующих определенным чакрам, во время пробуждения Кундалини человеку могут являться отдельные йогические образы и символы. Йоги соотносили с каждой чакрой определенные виды лотосов, цвета, огни, богов и богинь, символы и животных, и об этих же образах сообщалось медитирующими, а также лицами, практикующими работу с телом, дыхательные упражнения, использующими трансовые состояния, психоделические препараты и другие средства изменения сознания. Анандамайи Ма, которая не занималась ранее йогой, спонтанно получала эти образы и факты, связанные со всеми чакрами в точно таком порядке, который записан в древних эзотерических текстах, хотя никогда ранее не интересовалась ими и не знала об их существовании. Брух Джой свидетельствует, что многое из его познаний о чакрах пришло к нему подобным же непроизвольным образом задолго до того, как он узнал что-то о восточной философии и теории тонкого энергетического тела. Он писал, что был в полном изумлении, когда однажды нашел книгу, в которой было описано то, что он открывал самостоятельно. [8]



Эмоциональные и психологические реакции на пробуждение Кундалини



Я увидел мир по-новому - и он был искажен и неуправляем, и я не мог быть рациональным. Я пребывал в маниакально-депрессивном состоянии, настроение мое колебалось от эйфории до полного сжатия на себя, от раскрытия до стремления к самоубийству, и я думал, что энергия, возможно, убьет меня каким-то образом.. Роб.

Внезапно у меня стали возникать неконтролируемые приступы плача. Приступ обычно начинался с чрезвычайно мучительного состояния. Я плакал и всхлипывал непроизвольно самым жалким образом. А потом автоматически приходил в себя Б.С.Гоэл. [9]

Прогуливаясь по Нью-Йорку, я пытался прикасаться к людям и благословлять их. В тучах над городом я видел ужасные лица. Когда в такси, на котором я ехал в аэропорт, внезапно поднялся капот, я сделал странную вещь - отдал водителю все мои деньги и оставшийся путь прошел пешком. В аэропорту я пришел в страшное замешательство, а у билетной кассы упал в обморок... Марк.

Некоторые из более сложных эмоциональных состояний, которые могут сопровождать пробуждение Кундалини, наталкивали некоторых клиницистов на мысль, что происходящий процесс - не что иное, как психоз, неврологическое расстройство или маниакально-депрессивное заболевание. У большинства людей не возникает настолько серьезных проблем, но все же их раздражает возникновение непредсказуемых эмоций и волнений, которые могут заставить их прибегнуть к психотерапии.



Наиболее часто упоминаемые эмоциональные состояния



Сильные колебания эмоций.

Депрессия, беспокойство, гнев, чувство вины.

Уверенность в том, что человек умирает.

Временная путаница мыслей и трудности с выполнением рабочих заданий.

Ритуалистическое поведение.

Бессонница.

Импульсивные желания коренным образом изменить свою жизнь.

Не характерное для данного лица сильное половое влечение.

Временные проблемы с половой принадлежностью.

Вера в то, что люди влияют на энергетическое поле пациента, и что он влияет на других.

Чувство связи с существами или наставниками из других измерений.

Симптомы психических заболеваний, т.е. видение образов, света, или слышание звуков.

Симптомы пограничных состояний, т.е. беспорядочность мыслей, нерешительность, вопросы о пределах допустимого в поведении.

Нарциссические симптомы, особенно напыщенность и надменность.

Вхождение в транс или полубессознательные состояния.



Иногда люди боятся, что они психически больны, когда начинают проявляться крийи, незнакомые внутренние ощущения, из-за того, что у них появляются видения или они издают странные звуки. Если у них нет познаний, которые помогли бы им понять эти состояния, и если им поставлен неправильный диагноз или они подвергаются лечению психотропными препаратами, у них могут развиться серьезные психические расстройства, так как они считают себя психически больными, а сознание их при этом на самом деле спутано под действием лекарств. Важно понимать, что духовные упражнения и прозрения оказывают на человека мощное психологическое воздействие и способны вызывать кризис, именуемый в трансперсональной психотерапии "духовной аварией", то есть непредвиденной задержкой на пути духовного роста. Мать, которая тесно сотрудничала со Шри Ауробиндо и в течение многих лет возглавляла его организацию, писала о психологическом влиянии практики йоги следующее:



Йога в своем процессе очищения обнажит и поднимет наверх все ваши тайные импульсы и желания. И вы должны научиться не прятать ничего и не откладывать в сторону, вам придется встречаться со всем лицом к лицу, побеждать и формировать заново. Первый эффект йоги заключается в том, что она снимает ментальный контроль, и все желания, которые дремали в человеке, внезапно освобождаются, бросаются вперед и захватывают его существо. И этот переходный период, в ходе которого ваша искренность и смирение будут подвергаться испытанию, будет длиться до тех пор, пока ментальный контроль не будет замещен божественным. [12]



Ауробиндо также писал о психологическом влиянии духовной жизни.



В обычной жизни люди воспринимают витальные движения вроде гнева, желания, жадности, секса и т.п. как нечто естественное, дозволенное и законное, как часть человеческой природы... духовная же жизнь требует власти над всем этим... вот почему борьба ощущается острее - упорная борьба между духовным умом и витальными движениями, которые сопротивляются и цепляются за старые привычки... что до садханы (духовной практики), которая пробуждает подобные вещи, то многие из них мы просто не сознаем, так как витал прячет их от ума и бессознательно потакает им... в йоге же скрытый мотив извлекается на поверхность, рассматривается и уничтожается. Кроме того, могут прорываться некоторые вещи, подавленные в нашей натуре, находя свое выражение в форме нервных реакций или расстройств ума, витала или тела - этот факт раздувается психоанализом, - в ходе садханы надо сознавать их и избавляться от них. Их нужно не осуществлять, а только выпускать на поверхность сознания. [13]



Ауробиндо считал, что к безумию приводит не стремление к божественному единению, но то, как люди с определенной предрасположенностью реагируют на определенные энергии. Он говорил, что в своей жизни был свидетелем только трех случаев, когда занятия йогой привели человека к краху. Он указал, что эти люди страдали сексуальными отклонениями, повышенной амбициозностью и манией величия, а также имели неуравновешенную и слабую нервную систему, подрываемую следованием неконтролируемым импульсам вместо применения сильной воли, чтобы сдерживать их. Он утверждал, что там, где присутствуют проблемы с эмоциональным состоянием, причину нужно искать в наследственной предрасположенности, предродовых или родовых обстоятельствах или недостаточной уравновешенности нервной системы. Взволнованность или сильный стресс при медитации не вызвали бы нервных проблем без этих предрасполагающих факторов. [14]



Когда на пути духовного развития возникают проблемы вроде пограничных состояний или нарциссической патологии или когда у человека с подобными проблемами происходит пробуждение Кундалини, можно предвидеть серьезные трудности с личной самотождественностью и духовной интеграцией, то есть с включением плодов духовного развития в личный опыт индивида. Возможно, именно этим объясняются некоторые случаи распада личности или появления явных признаков психических расстройств, приписываемых процессу духовного пробуждения. Эти люди не в состоянии выполнить более глубокую работу по самопреобразованию, не выполнив предварительных заданий по структурированию своей личности и нормализации ее функционирования. До того, как начнется развитие человека, может возникнуть необходимость в постепенном уходе от духовных практик и связанных с ними процессов. Но подавляющее большинство людей, кто активно и эмоционально реагирует на Кундалини, не относятся к этой категории.



Эрих Ньюман писал, что "для эго мистическое столкновение с не-эго - всегда пограничный опыт, потому что при этом эго всегда движется к чему-то, что лежит за пределами сознания и его мира, с которым налажена рациональная связь. Эта внешняя область действительно, с точки зрения цельной личности, которую она трансформировала, является главным образом созидающей, но с точки зрения сознания это область ничего". [20] Это бы сделало процесс пробуждения Кундалини чрезвычайно сложным, если не невозможным, для людей с пограничными психическими состояниями или психическими патологиями, так как они бы могли замкнуться на патологии; но важно помнить, что пациенты могут иногда демонстрировать симптомы пограничных состояний или психических отклонений, переживая эту встречу со сверхчувственным, даже если это не является частью их обычного психического состояния.



Кроме риска быть признанными психически больными люди, как утверждали Ауробиндо и Мать, на протяжении процесса пробуждения Кундалини подвержены беспорядочным эмоциональным порывам. Некоторые из более неприятных эмоций, сопровождающих процесс, - это страх, сомнение, гнев, депрессия и иррациональная влюбленность (влюбленность в кого-то, по-видимому, совершенно неподходящего, или безумная влюбленности в гуру, учителя или психотерапевта).



Исходя из моих исследований я прихожу к тому выводу, что люди сталкиваются не столько с натиском новых проблем, сколько с более интенсивным проявлением тех своих неразрешенных вопросов, которые всегда у них имелись на каком-то уровне.



Еще одно часто встречающееся явление - это резкие и непредсказуемые колебания настроения от глубокой депрессии до эйфории, сменяющие друг друга иногда несколько раз на день, а иногда длящиеся неделями. Это часто связано с блаженством и ясным сознаванием запредельных реалий, вслед за чем следует болезненное осознание того, как мало человек привязан к событиям и радостям обычной жизни, которые когда-то вполне удовлетворяли его. Иногда это состояние более схоже с классической "темной ночью души", когда контакт с божественным исчез, и человек больше не знает точно, был ли он на самом деле, или сильно сомневается в том, что он когда-то повторится. Ирина Твиди находилась именно в таком состоянии, когда писала в своем дневнике:



Духовные учителя говорят, что именно в это время больше всего нужно опираться на память и видения картин раннего детства, а также более интенсивно заниматься духовными практиками, каким-то образом сохраняя веру в то, что впереди - следующий шаг в развитии процесса. Эмоциональные взлеты и падения можно также рассматривать как колебания между эго и Собой, которые неизбежны, пока человек не стабилизирует деятельность энергии и сознания, разрушающих известную ему ранее систему. Этой стабилизации способствуют образ жизни, соответствующий потребностям устанавливающегося духовного сознания, решение дремлющих психологических и эмоциональных проблем и следование соответствующим духовным практикам.



Видения и звуки - галлюцинация или божественное вмешательство?



Видения и неизвестные голоса довольно часто сопровождают процесс пробуждения Кундалини наряду со свечением как во внешнем мире, так и в мире грез. Сообщения обо всех этих явлениях часто встречаются во всей мистической литературе и священных книгах, включая Библию, они являются важным элементом в шаманских культурах, и все же современные интеллектуалы редко воспринимают их всерьез. Иногда о них говорят как о части трансформирующих состояний сознания, описанных в литературе по психологии, и их возникновение даже поощряют с помощью активного использования визуализаций, направляемого воображения, регрессий в прошлые жизни и других методик изменения сознания.



Обширная работа, проделанная Карлом Юнгом и другими психоаналитиками, по изучению снов и активного воображения является пионером в своей тенденции воспринимать серьезно духовную природу отдельных образов, Картины, которые возникали у людей, переживающих пробуждение Кундалини. Картины чудовищ и бедствий, богов и богинь, яркие огни, новорожденные существа и символы: кресты, мечи, змеи, огонь, вода, свет, голубая жемчужина, кристаллы, треугольники (иногда пересекающиеся), круги и спирали - вот образы, которые обычно возникают в видениях, снах или произведениях искусства, связанных с процессами трансформации. Кроме этого, некоторые люди видят картины внутренних процессов в своем организме; их посещают наставники, гуру или учителя, причем это происходит либо в визуальной форме, либо посредством ощущения их присутствия, либо на слух.



Видения - это образы или картины, которые человек видит так, словно они перед ним происходят, либо снаружи, либо внутри, но которые явно выпадают из контекста обычной действительности. Они могут возникнуть в бодрствующем сознании, в медитации либо в состоянии "тандры", сновидном йогическом состоянии, напоминающем гипнотический транс. Иногда человек просыпается ночью от образа или голоса, но он может и получить их спонтанно при бодрствующем сознании. Об их появлении часто сообщают во время стресса или большого психического сдвига, а также во время трансформации.



Эдвард Торнтон, западный бизнесмен и мистик, вел дневник, в котором описывал видения, возникающие в состоянии медитации и бодрствования. Его первое видение появилось, как и несколько последующих, когда он был при полном сознании. Во время перелета на самолете, только что завершив медитацию, он устремил взгляд в темноту салона и увидел "большое темное озеро, окруженное мрачными горами. Из озера возник обнаженный человек. У него на шее, талии и щиколотках были цепи, он пытался выползти из воды на берег. Он полз, как казалось мне, с нечеловеческой силой, и я был уверен, что он достигнет суши. Мужчина явно находился ранее под водой и теперь перемещался в новую стихию. Но застывшие, словно дурное предзнаменование, горы и мрачное темное озеро не производили впечатления очень счастливого будущего". [24]



Видения и сны Торнтона постепенно вводили новые темы, включающие символическое рождение в стихиях, соотнесенных с каждой чакрой. Поздно ночью после медитации у него возникло внешнее видение: "Была ночь, и надо мной в чистом небе ярко сияла полная луна. Передо мной находился огромный алтарь, на котором сверху стояла чаша с огнем. Языки пламени поднимались вверх, к луне. Все это происходило на окруженной лесом поляне". [25] Через четыре ночи у него было еще одно внешнее видение: "Я увидел три золотых подсвечника и над ними - золотой кубок, объятый пламенем. Это видение оказало на меня огромнейшее впечатление, и я был охвачен тем, что могу описать только как благоговейный трепет. Это не значит, что я испытывал какой-то страх, потому что это скорее был восторг". [26] После этого случая большинство его видений были внутренними и возникали во время медитаций, когда глаза у него были закрыты. При последнем медитативном видении, описанном в его книге, Торнтон "созерцал полное затмение солнца. Из-за темного круга луны вырывались языки пламени от спрятанного солнца". [27]



При ежедневных медитациях на протяжении периода появления видений, Торнтон "видел светящуюся точку, которая притягивала мое внимание. Она, казалось, исходила из самого центра моего существа, находящегося глубоко внутри. Со временем эта светящаяся точка изменялась, и я скоро увидел четыре луча, или языка света, исходивших из нее в четырех основных направлениях. Кульминация этих внутренних видений наступила 28 июня 1944 года, когда восемь языков света, исходивших из центральной светящейся точки, но не касавшихся ее, были заключены в окружность голубого цвета. Четыре языка, указывавших четыре основные направления, были немного больше остальных четырех, находившихся между ними". [28]



Этот образ очень похож на тот, что видела Кеннет Роши (1977), которая пишет: "Из моего тела выходят пять золотых колонн света. Они движутся вверх и теперь выходят из цветка лотоса у меня на голове, направленные в сторону затылка". [29] Она работает некоторое время с движением в эти колонны и из них, следуя советам внутреннего Я. Позже они начали выходить из значка Будды у нее на лбу или из пяти точек лотоса, либо составляли колонну у основания позвоночника. Она указала значение всех пяти колонн.

Они действительно являются аспектами служения монаха: первая - это земля проникает в небеса; вторая - узел вечности; третья - небеса проникают на землю; четвертая - это одевание золотой одежды, которая находится внутри фонтана Мудрости Будды, купание в его сиянии; пятая - способность умереть сидя или стоя, что возвышает и крестьянина, и мудреца - право попасть на небеса или в ад, если намерение правильно - помогать всем живым существам. [30]



Литература по йоге делает попытки найти причины для появления состояния сознания, при которых возникают видения. Гопи Кришна верил, что "при высшем состоянии сознания, порожденном пробуждением Кундалини, видения становятся более отчетливыми. Вся иконографическая система хатха-йоги основывается на этом". [31] Он указывает, что йоги учатся представлять визуальные образы идущего вверх потока, чакр, лотосов и букв алфавита, соответствующих каждой чакре, вместе с сопутствующими им божествами, звуками мантр, оттенками и цветами. Можно ожидать возникновение у людей с пробужденной Кундалини склонности к воспроизведению видений, потому что у них плоды воображения становятся более яркими. Гопи Кришна считает, что видения и галлюцинации возникают на промежуточных стадиях процесса пробуждения Кундалини, пока мозг не полностью перестроился на высший уровень функционирования, и что высшие состояния сознания не порождают видений. Он говорит, что заурядный взрослый человек, который внезапно чувствует счастье, благоговение или удивление, нуждается в формирующем видении, сообразном с его ранее существовавшими идеями и взглядами, иначе он совершенно запутается, смутится и растеряется.



Многие из йогов утверждают, что в некоторых видениях присутствует определенная реальность.



Человек может почувствовать, что его выталкивает из физического тела на новый план, и нуждаться в помощи для разделения с телом и возвышения над телесным сознанием, по словам Шивананды. Возможны видения неба или физической формы человека. Такие образы - это либо ментальные реакции самого человека, либо реалии более тонких планов материи. Он советовал относиться к ним разборчиво и со здравым смыслом. Изученные мною случаи, показывают, что многим людям, проходящим через процесс пробуждения Кундалини, действительно помогают духовные наставники и учителя из другого измерения.



Ауробиндо считал, что никогда не следует мешать образам, поднимающимся изнутри, потому что их появление - это признак того, что открываются внутренние планы сознания, и противостоять им - это противостоять расширению сознания и опыта. Он говорил:



Внутреннее видение живо, как настоящее, всегда четкое и содержит в себе истину. Внутреннее зрение может видеть предметы, но также может видеть вибрацию сил, действующих в предмете. Ментальные видения предназначены довести до ума влияние явлений, которые они представляют. Космические видения - это наблюдение универсальных движений и не имеют ничего общего с психикой.



Ауробиндо также говорил, что видения ценны для людей, потому что это контакт с другими мирами или внутренними мирами и всем, что там находится.

...это области неимоверных сокровищ, которые намного превосходят богатство физического плана, каким он есть сегодня. Человек входит в более просторное и свободное Я и больший и более пластичный мир....Это не просто работа воображения... но если до конца следовать этим процессам, то они будут приносить постоянный рост существа и сознания, богатства его опыта и его возможностей.

Он говорил, что видения "могут устанавливать первый контакт с Божественным, его формами и силами; открытие общения с Божественным, направляющего Голоса или Присутствия и Образа в сердце, а также многого другого приносит то, что человек ищет в религии или йоге". [35]

Йоги, описывая состояние медитации, часто ссылаются на видения. Вивекананда пишет, что "нимб - это символ внутреннего света, и его могут видеть йоги. Иногда мы видим, что лицо человека как бы окружено языками пламени, и по ним мы читаем характер человека и судим о нем безошибочно. К нам в форме видения может прийти Ишта, и на этот символ мы можем прочно опереться и полностью концентрировать на нем ум". [36]



Кеннет Роши, настоятельница монастыря Дзэн у горы Шаста в Калифорнии, сообщала о том, что на протяжении периода, когда она надолго отошла от традиции буддизма, возникали серии ярких видений во время ее третьего кеншо, которые продолжались несколько месяцев и заставили ее не спеша и тщательно рассмотреть многие противоречия. Среди образов, появлявшихся у нее в видениях, были горы, цветы лотоса, колонны, фонтаны, тьма и свет. Она видела и объяснила для себя нити кармы, тянущиеся из прошлых жизней, испытала ряд мистических видений и прошла через несколько посвящений с другими монахами и буддийскими святыми. Она считает, что кеншо такого типа нужно хорошо объяснить и описать документально, так как на эту тему почти ничего не написано, и что она не является единственной, кто испытал подобный опыт. Почти все, кто серьезно занимается и кто старается не только жить по принципам буддизма, но вычищает негативные схемы как настоящей, так и прошлых жизней, может испытать это кеншо.

Однако мастера Дзэн прошлого не говорили об этих достойных внимания переживаниях из опасения, что новые ученики ошибочно примут макио за нечто реальное. Видения не влияют на глубину процесса просветления. Она подозревала, что большинство людей, которые вели духовно ориентированную жизнь, во время последней болезни или незадолго перед смертью будут иметь видения того типа, который она описывает в своей книге. Но мастера Дзэн, научившиеся правильно медитировать и превозмогать страх смерти, могут заняться интенсивными тренировками и медитацией, чтобы получить такой опыт без смерти. [38]



Индийский гуру Свами Муктананда описал в своей автобиографии как вызывающие блаженство, так и пробуждающие страх видения.

Медитируя в состоянии тандры (сознательное, но сновидное состояние), я посещал много разных внутренних миров. Во время медитаций я путешествовал в лунный мир, в мир духов умерших, на небеса и в ад, а также в мир сиддх (мастеров йоги), населенный великими святыми и мудрецами всех традиций. Увидев все эти миры, я пришел к пониманию, что описания разных планов существования, которые мы читаем в священных книгах и работах древних мудрецов и йогов, абсолютно правдивы, все эти миры чрезвычайно тонки, их нельзя увидеть физическими глазами.

По словам Муктананды, видение голубой жемчужины - самое важное видение, которое может получить йог. Это божественный свет сознания, который наполняет каждого, или истинная форма Я, форма Бога, живущего внутри нас. Он говорил, что это видение кладет конец рабству и дает йогу понимание совершенства.

Его первой импульсивной реакцией был смех, так как долгие годы он не симпатизировал христианству и его не привлекали католические символы. Он думал, что "Дева" была лишь религиозным символом, вторичным творением церкви. Однако он ощутил потребность уважительно отнестись к ее присутствию, и по мере того как она продолжала приходить к нему, он обнаружил, что его любовь и преданность ей растут. "Точно так же, как не присутствие было не физическим, но тонким, ее общение со мной было внутренним, таким, какое у нас было раньше с Баба".

В конце концов ему сказали оставить ашрам и отправиться на поклонение к святым местам христианства, что он и сделал. К нему пришло чувство, что происходящее с ним было проявлением шакти Кундалини, самостоятельно в нем работающей, и что это означало, что ему больше не нужен был ашрам или присутствие его учителя Муктананды для того, чтобы получить опыт работы с шакти.

Кроме образов божеств и наставников, во время психических сдвигов и изменений довольно часты сны и видения разрушения. В них могут присутствовать темы уничтожения самого человека, такие как расчленение, пытки и смерть; или уничтожения мира в результате землетрясений, ядерной войны и других катаклизмов. Психиатр юнгианской ориентации Джон Перри писал, что "когда трансформация внутренней культуры человека не за горами, образ разрушения мира - это предвестник перемен".

"Энергия, которая была закреплена в структурах бывшего образа себя и образа мира, в представлениях о том, кто я такой и каков мир, в котором я живу, огромна. В снах или видениях ядерный взрыв является частым выражением того огромного количества психической энергии, которое высвобождается в процессе обновления, причиняя временные разрушения; хотя природа человека пытается пробиться на поверхность, он может чувствовать, что то, что он собой представляет, и то, что он ценит, летит в тартарары". [44]

Категория: Новости сайта | Просмотров: 805 | Добавил: Элеу_Хэлен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Copyright Vosnecenie Center © 2010- 2016