Главная » 2014 » Март » 1 » Диалектика халявы: законы равновесия в общении
17:23
Диалектика халявы: законы равновесия в общении
Диалектика халявы: законы равновесия в общении
© Константин Сельчёнок
Хотелось предварить воспевание халявы каким-нибудь внятным афоризмом, так в толстенной «Энциклопедии афоризмов» не нашлось ничего вразумительного ни в разделе «цена», ни в разделах «оплата» и «стоимость», ни в каких других. Ничего себе, темочку выбрал — никто о ней даже свидетельствовать не желает! Воистину, постыднейший феномен общественной жизни. Да ладно, если бы только постыдный, так ведь и премного опасный. Этому, собственно, и посвящено настоящее сообщение.
Как тяготение к халяве, так и предоставление ее равно препятствуют развитию взаимовыгодных отношений, принося немалый вред общему мироустройству и совместножитию, так как разрушают связи кооперации и взаимообмена. Биологам известно, что паразитизм — не лучший из видов симбиотического сожительства организма. Не лучший, разумеется, вовсе не в этическом плане, а в том, что касается его биологической эффективности. Уж слишком зависимым от организма хозяина оказывается лениво питающийся его соками. Уж слишком круто ограничена его свобода, что бы ни казалось ему самому относительно собственного положения. Уж слишком шатким оказывается благополучие тех, кто по тем или иным причинам (воспитание, привычка, личный моральный выбор) вступил на путь последовательной и сознательной халявы.
Мне могут возразить, «Существуют же иждивенцы, к примеру, старики и дети? Разве они являются заложниками халявы?» Разумеется, ни в коем случае. Конечно, они находятся на содержании активных строителей жизни. Однако одних кормят и довольствуют в счет их прошлых — вполне реальных и значительных — заслуг, а другие оказываются объектами социально значимых инвестиций, которые в будущем расцветут пышным цветом на радость и пользу многих. Так что во временном плане они столь же заслуженные участники общего созидательного (рабочего, трудового, творческого) процесса жизни, как и те, кто без устали сражается с хаосом на просторах планеты.
Халява — это не выплаты по больничному листу и не пособие по безработице. По своей психодуховной сути халява является ничем иным как кражей, воровством, преступлением! Сущность признаваемого всеми духовно-этическими авторитетами Закона Кармы, властвующего над проявленной Жизнью, проста и метафорически формулируется как экономическая: «За все необходимо платить!» Тот, кто согласен платить, остается удовлетворенным полученным и сохраняет самоуважение. Тот, кто платить отказывается, непременно нарушает Закон Обмена (эзотерический эквивалент широко понимаемого Закона Кармы), а потому со временем неизбежно расплачивается. За исполнением космического наказания без устали наблюдают те же разумные и творческие организаторы Космической Жизни, которые ответственны за упорядоченность наших жизней и благополучие Вселенной. Можно именовать их Владыками Кармы, можно определять их как Законы Сохранения, можно присваивать им имена определенных Божеств, но действие, контролируемое ими, очевидно и неотменяемо: «За все надо платить». Нарушение взаиморасчетов угрожает равновесию Космоса, а потому даже для самых что ни на есть выдающихся личностей никто исключений делать не собирается. Равновесие Вселенной — слишком тонкая и хрупкая вещь, чтобы обустраиватели Мироздания позволили себе поступиться им во имя чьих-то там интересов. Тем более что нарушители Закона Обмена чаще всего оказываются этакими эволюционными бомжами и никакого отношения к истинной космической элите не имеют. Напротив, элитарии, т.е. те, кто ответственен за управление и развитие жизни, прекрасно осведомлены о незыблемости Закона Кармы, а потому стремятся не совершить даже малейшего проступка, отягощающего и их собственные плечи, и Ношу Царя Мира. Как говорил герой известной кинокомедии, «Закон есть Закон!»
Нередко нарушения Закона Кармы связаны не только с банальным эзотерическим невежеством, но и с ложно понимаемым человеколюбием и нравственно несостоятельным «сострадальчеством». Один мой добрый знакомый, человек глубоко просвещенный и грамотный в ряде серьезных вопросов прикладного эзотеризма, бесплатно обучал Рейки и Астропсихологии обширные аудитории жителей своего родного украинского города. Делал он это из чистого бескорыстия, проникаясь состраданием к обездоленным людям, искренно тянущимся к источнику жизнеполезных знаний. Все вроде бы правильно и даже красиво, во всяком случае, в отношении самого себя он не превозносился и не умилялся, искренно считая свою работу вполне уместной в условиях небогатого постсоветского государства и законной с эволюционной точки зрения.
Однако узнавшие о его работе Мастера прямо-таки разгневались, учитывая тот факт, что кармический проступок совершал не кто-нибудь, а действительно посвященный индивидуум, да еще связанный со столь широкими кругами изучающих Искусство. Ему было рекомендовано немедленно организовать систему оплаты учебного процесса, не обязательно дензнаками, но оплаты эквивалентной ценности получаемых знаний и осваиваемых умений. К примеру, многие из финансово несостоятельных обучающихся трудились в клиниках в качестве помощников медсестер или занимались добровольным благоустройством родного города. Виновному же в допущенном кармическом нарушении буквально было указано следующее: «Главной задачей обучающего Искусству должно быть освобождение обучаемого. Овладение Силой и ознакомление со Знанием неизбежно повышают влиятельность изучающего Доктрину, а потому его значение для окружающих становится неизмеримо выше того, каковым оно являлось до начала ученичества. Однако неосознанно человек, вместо того, чтобы личностно освободиться, испытывает чувство неискупимого должника по отношению к воспитавшему его наставнику, а потому проникается нелюбовью к себе в связи со своей расчетной несостоятельностью. Оставаясь иллюзорно должным, он втайне начинает проникаться неуважением к тому, кто невольно сделал его псевдодолжником — открывается страда противоборства учителю. После же недовольство собой неизбежно выливается в инстинкт преодоления границ и развязывания различных сражений и битв, психологически причинно укорененных в исходном долге. В этом глубинном псевдодолге — причина неверно толкуемых ортодоксальными фрейдистами недоразумений между родителями и детьми. Однако долг наставляющего — освобождать изучающего Искусство от долгов, а не навязывать ему новые, пусть даже ложно понимаемые и реально не существующие. Ритуал формальных расчетов освобождает мнимого должника и предоставляет ему свободу брать всю полноту ответственности за все творимое и переживаемое на себя».
Известный популяризатор теософских концепций Анни Безант как-то заметила: «Любитель дармовщины, как и беспечный мот, в равной степени нарушают Закон Обмена, угрожая тем самым Мировому Равновесию». Эзотерически деньги представляемы как энергия социальных обменов, как некий силовой эквивалент ценностных взаимодействий между людьми. Разумеется, сами по себе денежные знаки — лишь один из видов социальных эквивалентов, далеко не единственный и уж тем более не самый важный, зато самый распространенный и всеми признаваемый в качестве такового. Мало кто умеет по достоинству оценить драгоценность истинной дружбы или количественный вес преданности, зато деньги понятны любому, кроме идиотов и аскетов.
Закон Аналогии связывает деньги как внешние эквиваленты стоимости с переживанием человеком собственной ценности, т.е. с образом «Я» и самоуважением. Астропсихологически и деньги, и ощущение собственной значимости символически связаны с функциями Второго Дома, отвечающего за дар меры в распоряжении ценностями, за фундамент жизнетворчества (почва, средства, источники энергии, семена растений и породистые производители), за умение грамотно распоряжаться имеющимся и эффективно вкладывать контролируемые средства в развитие жизни. Платежеспособность и связанная с нею платежеготовность являются эзотерическими эквивалентами уважения к себе и ощущения собственной человеческой значимости.
Вот почему эзотерикам издревле известно, что все без исключения любители халявы оказываются представителями низших социальных групп, невежественных, преступных и хаотизированных. Для представителей же элиты любое предложение халявы, вне зависимости от ее размеров и внешней юридической наказуемости, однозначно рассматривается в качестве искуса и повода к нравственному падению, которое неизбежно следует за халявой, так как соответствует ей эзотерически. Любители трудиться, зарабатывать и платить располагаются на верхних этажах социального дворца. Сторонники халявы и убежденные иждивенцы обязаны находиться внизу. Таковы Законы Вселенной. Хороши они или плохи, но они именно таковы: в авангарде Жизни оказываются те, кто способствует развитию и служит катализатором в совершенствовании и расцвете; ленивые же потребители благ, не желающие расплачиваться за получаемое, вынуждены плестись в хвосте общечеловеческого движения в будущее, какие бы значки себе на грудь они ни понацепливали и какие бы звучные звания себе ни присваивали.
Вес, весомость, вага («вес» по-белорусски), уважение, уважаемость, уважительность. Даже слова эти оказались родственными, однокоренными, сущностно тождественными. Это вовсе не означает, что гражданин, не обладающий миллионами, непременно не имеет оснований уважать себя и признается изгоем. В нынешнюю Кали-Югу нередко все оказывается перевернутым с ног на голову: халявщики-миллионеры в проворовавшейся империи соседствуют с честными элитариями, несущими свой крест в райцентровской средней школе, месяцами не получая зарплату. Однако Закон непреложен: любая халява наказуема — за все необходимо либо платить, либо расплачиваться. Tercium non datur — третьего не дано!
Большинству прекрасно известно, что по достоинству ценится лишь то, что оплачено по высокой цене. Усердием ли, временем ли, страданием или большим трудом заработанными деньгами, нередко вполне обоснованно именуемыми «кровными», но впрок идет лишь то, за что человек заплатил, что он законно приобрел в собственное пользование. Мы не собираемся мистифицировать чистоган: пресловутый «златой телец» смертельно опасен в качестве идола, но весьма полезен во многих радиотехнических устройствах. Однако истина непреложна: сама по себе честная оплата получаемого оказывается санкционированием восприятия пользы от приобретенного товара или услуги. Дармовое впрок не идет! Хлеб должен быть заработан, даже если это — хлеб духовный. Мало кто осознает вершинность человеческого достоинства, выраженную в словах известной покаянной песни современного барда: «Моня не гордый — Моня пьет на свои!»
Любитель халявы, точно так же, как вор или мздоимец, никак не может избавиться от подсознательного ощущения того, что все равно он берет в долг у того, чьим богатством он воспользовался космически незаконно. Он после непременно будет злиться на себя, а значит и на весь мир за то, что сам он совершил пусть не уголовное, но все же эволюционное преступление. Он будет мстить и себе, и другим за собственный позор неплатежеспособности. Потому рано или поздно он расплатится за полученное, причем почти наверняка горько и болезненно — слезами, душевным неблагополучием, «странными» потерями и роковыми просчетами. Препятствующая конструктивному взаимовыгодному обмену халява, разрушающая сети кооперации и фактически стоящая на пути свободного развития жизни, всегда заканчивается большим или меньшим крахом. Наши предки не зря повторяли: «Любишь кататься? Люби и саночки возить».
Самая страшная плата за халяву выражается в том, что халявщик перестает ценить собственный труд, собственное творчество, собственную жизнь и самого себя! Приучение к бесплатности является коварной стратегией нравственно-энергетического оскопления общества. Вспомните зловещие предупреждения М.А. Булгакова, не раз выраженные на страницах его гениального романа. Нет-нет, речь идет не о «Собачьем сердце», в котором эзотерическая максима преступности халявы выражена экзотерически, хотя даже до сих пор мало кем услышана. Речь идет о «Мастере и Маргарите». Перечитайте, и Вы убедитесь, с какой болью за погибающие души великий вестник писал строки этого романа! Для большинства его очевидные проповеди так и остались непрочитанными. Метафора «гласа, вопиющего в пустыне», к сожалению, актуальна и по сей день.
Мы с Вами не только свидетели разрушительного торжества халявы, проявившегося во всей полноте в десятилетия тоталитарного правления воинствующих безбожников. Мы с Вами генетически — наследники этой духовной заразы, пытающиеся избавиться от смертельно опасных миазмов дармовщинки и бесплатности. Но великий русский врач не зря предупреждал всех нас о том, что даже из себя раба предстоит выдавливать долго и лишь по капельке. Сражение за собственную душу выигрывается не одной битвой, но длится всю жизнь, да и не одну, пожалуй. Зато в случае нас самих, ей Богу, «овчинка стоит выделки»!
Чем полнее созревает душа индивидуума, тем яснее он осознает всю ценность предупреждений о необходимости упорядочивания и конкретизации любых обменных процессов, поддерживающих его жизнь. Даритель вправе варьировать размер оплаты его эксклюзивных услуг, соразмеряя необходимость помощи, в оказании которой нуждается человек, с размерами его благосостояния. Так поступали все великие целители и созидатели, от полумифического Пифагора до нашего современника Милтона Эриксона. Даже будучи дифференцируемой и полиморфной, сама по себе оплата предусмотрительно и человеколюбиво сохранялась. Ибо в предоставлении бесплатных услуг неизменно содержится соблазняющее предложение другому оказаться так или иначе зависимым от предлагающего нечто ценное, но даром.
Бесплатное и не ценится, и впрок не идет! Истинное сотрудничество по определению выгодно всем кооперирующим взаимные усилия сторонам целостного созидательного процесса. Честный взаимообмен — сущностный фундамент любой жизни, основа любого развития, материал любого шедевра. Тот, кто не осознал этой Духовной Максимы в полноте, еще не вправе именовать себя состоявшимся человеком. Душа любителя халявы если не поражена опасным недугом, то, как минимум, не может рассматриваться как взрослая. В конце концов, любую оплату разумно рассматривать в качестве взноса в развитие того созидательного действа, плоды которого с удовлетворением и пользой Вами употребляются. Не важно, речь идет о бутерброде, книге или собственном астрологическом прогнозе.
Эквивалентные ценностные отношения едины во всех видах обмена, в любых делах, на любом поприще человеческих взаимодействий. Своей оплатой Вы фактически эволюционно голосуете за развитие того, что осознанно признается Вами как достойное существования и полезное не только для Вас, но и для всех тех, кому Вы искренно желаете счастья и процветания. Кто-то хорошо кормит своих ближних. Кто-то эффективно оздоравливает. Кто-то шьет радующие глаз костюмы, а кто-то профессионально исследует событийное будущее своих клиентов, помогая им осознанно ориентироваться в пространствах собственной жизни.
Приносящие пользу ближним имеют космическое право на эквивалентный обмен! Получается что-то вроде всеобщей эволюционной демократии, в которой за все жизнеспособное и устраивающее честных людей ведется голосование оплатой, будь то рубль, искренняя признательность или доброе слово, замолвленное в нужный момент. Так своей оплатой мы сами влияем на развитие целостной Жизни. Так своей оплатой мы способствуем развитию красивого и преумножению полезного. Так своей оплатой мы повышаем собственную космическую ценность в качестве реальных участников общего процесса развития Действительности. Недаром кто-то из мудрецов заметил: «Врач, не требующий оплаты своего труда, ее попросту не заслуживает».
Категория: Новости сайта | Просмотров: 591 | Добавил: Элеу_Хэлен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Copyright Vosnecenie Center © 2010- 2016