Главная » 2011 » Август » 15 » ДЕНЬГИ
13:34
ДЕНЬГИ
ДЕНЬГИ



Из работ Шри Ауробиндо и Матери

Составление: Виджай

Перевод с английского: Д. В. Мельгунов



И заблистали в той Пещере тайной

Забытые ничтожным людом чувств,

Хранимые в драконьих лапах Ночи

Сокровища бесценные, что дремлют

Под бархатистым покрывалом тьмы

Без пользы, хотя могли бы мир спасти.

Шри Ауробиндо. Савитри





ДЕНЬГИ И КОММЕРЦИЯ



Но если наука подготовила нас к наступлению века более широкой и глубокой культуры и если вопреки и даже отчасти благодаря своему материализму она сделала невозможным возврат настоящего материализма — материализма варварского ума, то она способствовала, в большей степени косвенно вследствие своего отношения к жизни и своих открытий, появлению варварства другого рода — ибо нельзя назвать его по-другому — варварства индустриального, коммерческого, экономического века, который в настоящее время движется к своей кульминации и закату. Это экономическое варварство в сути своей представляет примитивизм витального человека*, который ошибочно принимает собственное витальное существо за свое подлинное «я» и считает его удовлетворение первоочередной целью жизни.

*(Витальное — жизненная сила, проявляющаяся в человеческом существе в виде существа желаний, эмоций, чувств, побуждений, амбиций и т. д.; витальный человек — человек, живущий преимущественно на уровне витального существа и его желаний, чувств, побуждений.)

Характерными чертами Жизни являются желание и инстинкт обладания. Также, как физический варвар отдает преимущество телу и развитию физической силы, а здоровье и удаль считает своим эталоном и целью, варвар виталистический или экономический считает эталоном и целью удовлетворение желаний и прихотей, обладание и накопление. Его идеал человека — не культурный, благородный, вдумчивый, нравственный или религиозный человек, но человек преуспевающий. Достигать, преуспевать, производить, накапливать, обладать — вот в чем видит он смысл своего существования. Накопление все новых и новых богатств, присвоение все новых и новых владений, изобилие, эффектность, удовольствие, безвкусица обременительных роскошеств, избыток удобств и комфорта, лишенная красоты и благородства жизнь, вульгаризованная или холодно формализованная религия, политика и управление, превращенные в торг и профессию, само наслаждение, сделавшееся бизнесом, — такова суть коммерциализма. Для естественного «необращенного» экономического человека красота -вещь бесполезная или докучливая, искусство и поэзия — легкомысленный вздор или бахвальство и способ саморекламы. В его представлении цивилизованность — это комфорт, мораль — это соблюдение общественного благоприличия, политика — это поощрение промышленности, освоение новых рынков, эксплуатация и торговля под флагом государства, религия — это, в лучшем случае, формализм набожной благочестивости или удовлетворение определенных виталистических эмоций. Он ценит образование за то, что оно выгодно как способ подготовки человека к успеху в основанном на конкуренции или, возможно, социализированном индустриальном существовании, науку — за ее полезные изобретения и знания, за удобства и комфорт, за произво­дящее оборудование, которым она оснащает его, за ее организующую и регулирующую силу, за ее стимуляцию производства. Богатый плутократ, а также преуспевающий мастодонт-капиталист и организатор производства — вот супермены коммерческого века и подлинные, хотя зачастую и тайные, правители общества этой эпохи.

Варварство этого существования заключается в присущей ему погоне за витальным успехом, удовлетворением, продуктивностью, накоплением, обладанием, наслаждением, комфортом, удобствами ради них самих. Витальная часть человеческого существа — это столь же неотъемлемый элемент интегрального бытия человека, как и его физическая часть; ей отводится свое место, но она не должна занимать более важного места. Человеку подобает жить в обществе полной, хорошо организованной и обустроенной жизнью, но при условии, что это будет истинная и прекрасная жизнь.

И жизнь, и тело существуют не ради самих себя, а ради того, чтобы служить носителями и инструментами более высокого, чем заключенное в них, блага. Они должны быть подчинены превосходящим их нуждам ментального существа, очищены и облагорожены более великим законом истины, добра и красоты, прежде чем смогут занять присущее им место в целокупности человеческого совершенства. Поэтому в коммерческом веке с его идеалом, вульгарным и варварским, успеха, виталистического удовлетворения, продуктивности и обладания душа человека может задержаться на время, чтобы приобрести определенные достижения и опыт, но не может остановиться насовсем. Если бы она пробыла в нем слишком долго, Жизнь могла бы стать чрезмерно пресыщенной и погибнуть под бременем избыточных накоплений или же разорваться от перенапряжения в безудержном росте и экспансии. Подобно слишком массивному титану, она бы рухнула под собственным весом, mole met sua *. ( * Цитата из Горация (Оды. 3.4.64)).

Есть два очага мощного сопротивления: все, что связано с политикой, и все, что связано с деньгами. Изменить отношение людей к этим двум вещам труднее всего...

Что касается финансовых отношений, то есть нахождения простого средства обмена и производства... точнее, это средство должно было быть простым — проще, чем примитивная система натурального обмена, когда людям приходится отдавать одну вещь, чтобы получить другую, -и при этом быть всемирным, универсальным: нахождение такого средства совершенно необходимо для упрощения жизни. Так вот, сейчас из-за особенностей человеческой природы происходит прямо противоположное! Ситуация стала поч­ти... невыносимой. Сейчас с трудом удается поддерживать даже минимальные взаимосвязи с другими странами, и это хваленое средство обмена, которое должно было все упростить, настолько все усложнило, что мы можем скоро зайти в тупик, — мы очень и очень близки к этому, мы почти ничего не можем сделать, мы связаны практически во всем. Даже если тебе понадобилась какая-то совершенно ничтожная мелочь из другой страны, ты вынужден будешь пройти такие сложные и запутанные процедуры, что в конце концов решишь, что лучше уж сидеть в своем тихом уголке и довольствоваться картошкой, выращенной у себя в огороде, не надеясь узнать хоть что-то о том, что происходит где-то еще.

Итак, две эти вещи сильнее всего сопротивляются трансформации. Все, что связано с политикой и с деньгами, в человеческом сознании наиболее подвластно силам неведения, несознания и, нужно сказать, чаще всего — злой воли. Это то, что наиболее упорно отрицает всякий прогресс и всякое движение к истине; и к сожалению, в каждом человеке есть этот очаг сопротивления, который остается ограниченным и косным и отвергает все непривычное, не проявляя никакого понимания. Поистине героический акт — взяться за эти вещи и трансформировать их. Вот и мы пытаемся сделать это, ведь если этого не сделать, то невозможно будет изменить условий на земле.

Последние сто лет или около того человечество страдает от недуга, который, похоже, распространяется все шире и шире и который достиг своего пика в наше время; это то, что мы можем назвать «утилитаризмом». Создается впечатление, что сегодня люди и вещи, обстоятельства и действия рассматриваются и оцениваются исключительно под этим углом зрения. Если что-то не несет в себе какой-либо пользы или выгоды, то оно не имеет никакой ценности. Конечно же, что-то полезное всегда лучше, чем что-то бесполезное. Но сначала мы должны договориться о том, что именно мы считаем полезным — полезным для кого и для чего?

Ибо сегодня нации и сообщества, считающие себя цивилизованными, все больше и больше рассматривают как полезное все то, что может привлекать, приносить или приумножать деньги. Обо всем судят с точки зрения денежной выгоды. Вот что я называю «утилитаризмом». И эта болезнь чрезвычайно заразна, ведь ей подвержены даже дети.

Вместо того, чтобы жить в свойственных юным мечтах о красоте, величии, совершенстве — мечтах, которые, быть может, слишком возвышенны для заурядного здравого смысла, но которые тем не менее далеко превосходят этот серый и убогий здравый смысл, — дети сегодня мечтают о деньгах и озабочены тем, как их заработать.

Даже раздумывая о своей учебе, они прежде всего думают о том, что будет для них более полезным и выгодным, чтобы позднее, когда вырастут, иметь возможность заработать много денег.

И самым важным для них становится подготовка к успешной сдаче экзаменов, поскольку со всеми этими дипломами, сертификатами и титулами они смогут рассчитывать на хорошее положение и высокие посты, а значит, на хорошие деньги. Иной цели и иного интереса в обучении у них нет.

Учиться ради обретения знания, ради постижения тайн Природы и жизни, заниматься самообразованием и саморазвитием, чтобы повышать свою осознанность, развивать самодисциплину, чтобы в совершенстве владеть собой, преодолевать собственные слабости и недостатки, побеждать собственное невежество, готовить себя к тому, чтобы сделать свою жизнь движением к цели более благородной и широкой, более возвышенной и истинной... обо всем этом они едва ли задумываются, ибо все это для них — полнейшая утопия. Единственное, что имеет значение, — это быть прагматичными: готовиться, учиться, прилагать все силы только ради того, чтобы заработать деньги.

Мать



СИЛА ДЕНЕГ – ПРИРОДА И ЦЕННОСТЬ

Деньги -- это видимый символ универсальной силы; сила эта в своем проявлении на земле действует на витальном и физическом планах и необходима для полноты внешней жизни. По своему происхождению и в истинном своем действии она принадлежит Божественному. Но, подобно другим силам Божественного, она ниспослана сюда и в невежестве низшей Природы может быть захвачена эго для собственных нужд или попасть под влияние асуров, которые искажают ее в соответствии со своими целями. Поистине это одна из тех трех сил — власть, богатство, секс, что обладают наибольшей привлекательностью для человеческого эго и для асура; в большинстве случаев с этими силами неверно обращаются и ими злоупотребляют те, кто имеет с ними дело. Те, кто стремится к богатству или обладает им, — гораздо чаще его рабы, чем владельцы; лишь немногим удается полностью избежать того негативного влияния, которое ныне присуще богатству вследствие длительного владения этой силой и ее извращения асурами. По этой причине большинство духовных учений настаивает на полном самоконтроле, отрешенности и необходимости отринуть всякую зависимость от богатства и всякое личное, эгоистическое желание владеть им. Некоторые даже устанавливают запрет на деньги и богатство и провозглашают бедность и нищету единственным условием духовной жизни. Но это ошибка; таким образом эта сила — богатство — остается во власти сил враждебных. Отвоевать ее для Божественного, которому она принадлежит, и распоряжаться ею божественным образом для Божественной жизни — вот супраментальный путь для садхака.

Шри Ауробиндо



Под деньгами обычно подразумевают банкноты, монеты или те или иные материальные богатства, драгоценности и т. д. Но все это – лишь физический эквивалент определенной силы, которой можно манипулировать при помощи витального и которая, когда ею обладают и ее контролируют, почти автоматически приносит с собой эти более материальные эквиваленты денежной силы. Это своего рода власть, возможность привлечения определенных очень материальных вибраций, которая заключает в себе также способность к практическому использованию этих вибраций, а их использование усиливает саму эту власть. Это напоминает эффект физических упражнений: их сила возрастает по мере занятий.

Например, если вы обладаете контролем над этой силой — эта сила в витальном мире имеет цвет, изменяющийся от красного, темного, чрезвычайно интенсивного красного до густо-золотого, не слишком яркого, но и не бледного. Так вот, если привести эту силу в движение, если заставить ее циркулировать, то она становится мощнее. Эту силу нельзя накапливать или хранить без дела, она должна быть задействована, быть в обращении. Например, скупые люди, которые скапливают все деньги, все богатства, которые им удается привлечь к себе, тем самым изымают эту силу из обращения, не используя ее энергию движения. В итоге она либо ускользает от них, либо, лежа без движения, впадает в оцепенение и утрачивает свою действенность.

Прежде всего, с финансовой точки зрения наша деятельность основывается на следующем принципе: деньги не предназначены для того, чтобы делать деньги. Идея, что деньги должны делать деньги, — это ложь и извращение.

Предназначение денег — в том, чтобы преумножать благосостояние, материальное процветание и продуктивность того или иного сообщества, страны, а в высшем смысле — всей земли. Деньги – это средство, сила, энергия, а отнюдь не цель как таковая. И, как любая сила, сила денег возрастает и приумножается, когда она движется, циркулирует, находится в обращении, используется в деле, а не когда ее накапливают и хранят без дела, без движения, вызывая ее застой и омертвение.

Мы здесь пытаемся на конкретном примере доказать миру, что посредством внутренней психологической реализации и внешней организации можно создать мир, в котором большинство из причин человеческих страданий будет устранено.

Придет день, когда все богатства этого мира, освобожденные наконец от рабской подчиненности антибожественным силам, спонтанно и полностью отдадут себя служению Божественной Работе на земле.

Мать

Предназначение денег — не в том, чтобы делать деньги, подлинное предназначение денег – в том, чтобы подготовить землю к приходу нового творения.





ДЕНЬГИ В ВЕРНЫХ И В НЕВЕРНЫХ РУКАХ

Сила денег в настоящее время находится под влиянием и в руках сущностей витального мира. Именно из-за этого влияния вы никогда не увидите, чтобы достаточно большие деньги были даны на дело Истины. Они всегда уходят куда-то не туда, поскольку находятся во власти враждебных сил и являются одним из главных средств, с помощью которых эти силы удерживают свое владычество на земле. Власть враждебных существ над денежной силой очень мощно, всесторонне и тщательно организована, и вытащить что-либо из этой скрупулезно организованной, цельной структуры — труднейшее дело. Всякий раз, когда вы пытаетесь вытянуть хоть немного денег у их нынешних хранителей, вам приходится выдержать яростную битву.

И все же даже одна блестящая победа где-либо над враждебными силами, которые владеют деньгами, сделала бы возможной победу одновременно и автоматически также и во всех других точках. Если эти силы сдадут позиции в одном месте, тут же все, кто сейчас чувствует, что не может дать денег на дело Истины, вдруг почувствуют острое желание дать их. Нельзя сказать, что эти богатые люди, которые в большей или меньшей степени являются игрушками и орудиями в руках витальных сил, не склонны тратить деньги. Их скупость пробуждается, только когда дело не касается их витальных желаний и импульсов, поскольку, если речь идет об удовлетворении того или иного желания, которое они называют своим, они с готовностью тратят столько, сколько нужно. Но стоит только предложить им поделиться своим благосостоянием и преимуществами своего богатства с другими, как им сразу же становится очень трудно расстаться со своими деньгами. Контролирующая деньги витальная сила подобна стражу, который хранит свои сокровища в огромном сейфе, всегда накрепко запертом. Каждый раз, когда захваченные ею люди получают просьбу поделиться своими деньгами, они задают множество самых разных осторожных и внимательных вопросов, прежде чем хоть немного приоткроют свою мошну. Но как только в них возникает витальный импульс со свойственной ему требовательностью, страж тут же с радостью распахивает свой сундук и деньги текут потоком. Обычно витальные желания, которым он подчиняется, связаны с удовлетворением сексуальных импульсов, но очень часто он также отступает перед желанием славы и почитания, желанием пищи или любым другим желанием, принадлежащим тому же витальному уровню. Все, что не относится к этой категории, подвергается тщательному допросу и досмотру, допускается с большой неохотой и чаще всего в итоге отвергается. В тех, кто является рабами витальных существ, желание истины, света, духовного осуществления если вообще и затрагивает их, не может уравновесить привязанности к деньгам. Чтобы отвоевать для Божественного деньги из их рук, фактически нужно победить и изгнать из них дьявола: сначала вам придется одолеть или обратить витальную сущность, которой они слу­жат, а это задача не из легких.

Как можно вновь отвоевать деньги для Матери ?

А!.. Здесь есть один намек. Шри Ауробиндо говорит о том, что три вещи взаимозависимы: власть, деньги и секс. Действительно, эти три вещи взаимозависимы, и необходимо завоевать все три, чтобы иметь полный контроль над любой из них, — когда ты хочешь завоевать одну из них, ты должен взять под контроль и остальные две. Если человек не подчинил себе все три эти вещи: желание власти, желание денег и желание секса, – он не может по-настоящему твердо и уверенно обладать ни одной из них.

Что придает деньгам то огромное значение, которое они приобрели сегодня в мире, это в большей мере не сами деньги — ведь за исключением нескольких глупцов, гребущих деньги под себя и упивающихся самой возможностью накапливать их, пересчитывать и т. д., в большинстве своем люди хотят и добиваются денег ради удовольствий, которые они приносят. И это почти равнозначно: каждая из этих трех вещей не только имеет собственную ценность в мире желаний, но и опирается на две другие.

Я рассказывала вам свой опыт, когда я встречалась с огромным черным змеем, который сторожит мировые богатства, все земные сокровища — для доступа к ним он требовал господства над универсальным сексуальным импульсом. Поскольку, согласно некоторым теориям, сама потребность во власти имеет своим источником этот вид самоудовлетворения, то, если добиться господства над ним, если устранить его из человеческого сознания, жажда власти и желание денег в большей степени исчезнут автоматически. Очевидно, что эти три вещи являются огромными препятствиями в человеческой жизни на земле и если их не победить, у человечества вряд ли будет шанс измениться.

Деньги – это такая вещь, которой не стоит иметь, пока вы не избавитесь от желаний. Когда у человека больше нет никаких желаний, никаких привязанностей, когда он обладает сознанием столь же обширным, как сама земля, тогда он может иметь все деньги, какие только есть на земле, и это принесет великое благо всем. Но если он не достиг этого, все его деньги будут для него настоящим проклятием.

Человеку гораздо труднее быть добрым, быть здравомыслящим, быть благоразумным и щедрым, особенно щедрым, когда он богат, чем когда он беден. Я знала многих людей во многих странах, и во всех странах самыми щедрыми людьми, каких я когда-либо встречала, были самые бедные. Но как только карманы полны денег, человека словно бы поражает денежный недуг — жалкая привязанность к деньгам. Уверяю вас, это сущее проклятие.

Так что первейшее дело для человека, имеющего деньги, – отдавать их. Но, как уже говорилось, нельзя раздавать их налево и направо, без разбору: не уподобляйтесь тем, кто занимается благотворительностью только потому, что это наполняет их чувством собственной значимости, позволяет им упиваться тем, какие они добрые и щедрые. Вы должны действовать саттвтеским путем, то есть стараться найти деньгам наилучшее применение. А для этого каждый должен обнаружить в своем наивысшем сознании, как он может использовать имеющиеся у него деньги наилучшим образом. И деньги поистине не имеют ценности, если они не задействованы, не пущены в обращение. Для любого человека деньги приобретают какую-либо ценность только тогда, когда он тратит их.

Богатство — это сила: как я уже говорила, это одна из сил Природы и она должна быть средством циркуляции, силой в движении, как текущая вода является силой в движении. Это инструмент, который можно использовать, чтобы производить или организовывать что-либо. Фактически, деньги — просто удобное средство для осуществления свободной и полноценной циркуляции вещей.

Так что первейшее дело для человека, имеющего Эта сила должна быть в руках тех, кто знает, как деньги, — отдавать их. Но, как уже говорилось, использовать ее наилучшим образом, — то есть, как я уже сказала вначале, людей, устранивших или тем или иным способом избавившихся от всякого личностного желания и от всякой привязанности. К этому должно прилагаться видение, достаточно широкое, чтобы понимать потребности и нужды земли, а также знание, достаточно полное, чтобы знать, как организовать все эти потребности и использовать эту силу при помощи этих средств.

Если, кроме того, эти существа обладают высшим духовным знанием, то они могут использовать эту силу, чтобы постепенно построить на земле что-то такое, что будет способно проявить божественную Силу, Энергию и Милость. И тогда эта сила денег, богатство, эта финансовая сила, о которой я только что сказала, что она подобна проклятию, станет подлинной всевышней благодатью для всех существ на земле.

Мать



ДЕНЬГИ – ИСТИННОЕ ОТНОШЕНИЕ



Вам не следует отворачиваться с аскетической брезгливостью от власти денег, от средств, которые она предоставляет, от вещей, которые она приносит с собой, питать раджасическую привязанность к ним или лелеять в себе дух рабского потакания жажде обладать ими. Просто считайте богатство силой, которую нужно снова отвоевать для Матери и поставить ей на служение.

Все богатство принадлежит Божественному, и те, кто обладает им, — это доверенные лица, попечители, но не владельцы. Сегодня оно у них, а завтра может оказаться в другом месте. Все зависит от того, как они выполняют свой долг попечителей, имея богатство в своем распоряжении, в каком духе, с каким сознанием и для каких целей они употребляют его.

Когда вы лично имеете дело с деньгами, смотрите на все, что у вас есть, что вы приобретаете, получаете, как на принадлежащее Матери. Ничего не требуйте; когда же вы получаете что-то от нее, используйте это для тех целей, для которых оно вам было дано. Будьте бескорыстными во всем, в высшей степени скрупулезными, точными, внимательными даже в мелочах, будьте достойным попечителем; никогда не забывайте: все, чем вы располагаете, — это не ваша, а ее собственность. С другой стороны, все, что вам дается для нее, благоговейно возлагайте перед нею; ничего не используйте ни в своих, ни в чьих-либо еще интересах.

Не нужно преклоняться перед людьми из-за их богатства, пусть вас не смущает их наружность, власть или влияние. Когда вы просите для Матери, вы должны чувствовать, что именно она просит через вас лишь малую долю того, что уже принадлежит ей; человек же, у которого вы просите, будет судим по своему ответу.

Если вы свободны от влияния денежной заразы, но при этом в вас нет и аскетического неприятия денег, то вы будете обладать большой властью распоряжаться ими для божественной работы. Уравновешенность ума, отсутствие каких-либо требований и полное посвящение Божественной Шакти и ее работе всего, чем вы владеете и что получаете, а также всей вашей способности приобретать, суть признаки такой свободы. Любое замешательство ума в отношении к деньгам и их использованию, любое притязание, любое недовольство — это верный признак некоего несовершенства или зависимости.

Идеальным в этом отношении садхаком будет тот, кто в случае необходимости сможет жить в бедности, — при этом чувство, что он находится в нужде, не обеспокоит его и не нарушит полноты игры божественного сознания внутри него; если же от него потребуется, он сможет жить и богато и ни на мгновение не охватят его ни собственнические чувства по отношению к своему богатству или к вещам, которыми он пользуется, ни привязанность к ним; никогда не попадет он ни в рабство к собственным желаниям, потакая им, ни в бессильную зависимость от привычек, которые создает владение богатством. Божественная Воля — это все для него, и божественная Ананда.

В супраментальном творении сила денег должна быть возвращена Божественной Власти и использована для истинного, прекрасного и гармоничного оснащения и устроения нового обожествленного витального и физического существования, какой бы путь для этого ни избрала в своем созидающем провидении сама Божественная Мать. Но прежде всего эта сила должна быть вновь отвоевана для нее, и самыми сильными в этом завоевании будут те, кто в этой части своей природы обладает силой и широтой, свободен от эго, те, кто отрекся от себя ради Матери без всяких притязаний, утаиваний или колебаний, - чистые и мощные проводники Высочайшего Могущества.

Вы сказали о силах, контролирующих деньги, что необходимы два условия. Первое, нужно сохранять глубокий внутренний покой и безмятежность, оставаясь не подверженным беспокойству, и не иметь желания денег. Второе, это требует боджхапода — понимания — универсальных сил. О каком понимании идет речь ?

Есть много путей. Даже в случае отдельного человека существуют различные методы, я имею в виду в йогическом смысле, которым он может следовать. Сначала вы должны сообщить о своей потребности Богу и попросить его удовлетворить ее; этим ваш долг исчерпывается. В таком случае вам не нужно никакого боджхапода — понимания — универсальных сил.

Мы же рассматриваем деньги как одну из сил Божественного и, так же, как и со всем остальным, стремимся завоевать ее для Божественного " жизни. Поэтому в нашем случае «понимание» [деятельности универсальных сил] необходимо. Поскольку в настоящее время сила денег находится в руках враждебных сил, естественно, нам приходится сражаться с ними. Как только они видят, что вы пытаетесь свергнуть их, они стараются помешать вам. Вам нужно задействовать силу более высокую, чем они, и одолеть их. Сначала они пытаются поймать вас на крючок, жалуя вам успех, можно сказать — пробуя купить вас. Если человек попадется на эту уловку, то его духовное будущее погибло.

Вы должны действительно следовать определенному ритму денежной силы, ритму, который приносит деньги, и ритму, который их распределяет. Вначале деньги даются вам; затем вы должны показать, что достойны обладать ими. Вы должны доказать, что не растратите их понапрасну. Если вы растрачиваете их, то теряете право обладать ими.

Что значит «растрачивать понапрасну» ?

Растрачивать значит растрачивать. Беспорядочно швырять деньги направо и налево, неорганизованно и неразумно тратить их без учета возможностей их приобретения или целесообразности вложения. Это не значит, что вы должны копить деньги. Они даются, чтобы их тратить, Но мы должны тратить их правильным образом — в должном порядке и организованно.

Даже промышленные магнаты соблюдают этот ритм, о котором вы говорите?

Конечно, иначе они не смогли бы стать богатыми, Они вбирают эту силу, а затем опять испускают ее, затем она возвращается и опять направляется в оборот. Именно по этой причине они приобретают колоссальные богатства. Эти богатые люди зачастую не имеют привязанности к деньгам, они наслаждаются подобным манипулированием витальной силой, а не самими деньгами.

Это жизненное движение?

Да. Таков был идеал вайшьи в противоположность банье — скупцу. Вайшья был человеком, который мог добывать огромные богатства и щедро тратить их, мог организовать правильный взаимообмен и следовать должному ритму.

Шри Ауробиндо



Шри Ауробиндо говорит о «бессильной зависимости» от привычек, которую порождает обладание богатствами.

Когда вы богаты и у вас много денег, вы обычно тратите их на всевозможные приятные вещи (на то, чтобы ублажать себя), и вы привыкаете к этим вешам, привязываетесь к ним, и если однажды все это уходит от вас, то вы переживаете из-за этого, вы ощущаете себя несчастными, вы страдаете и чувствуете, что все потеряно, потому что больше не имеете того, к чему привыкли. Это и есть «бессильная зависимость», узы. Тот, кто не имеет привязанностей, чувствует себя хорошо, когда живет в окружении всех этих вещей, и так же хорошо, когда эти вещи уходят; он совершенно безразличен и к той, и к другой ситуации. Таково правильное отношение: когда все это есть, он использует это, когда нет, он обходится без этого. И для его внутреннего сознания нет никакой разницы. Возможно, это удивляет вас, но это так.

Конфликт по поводу денег можно охарактеризовать как «конфликт обладания», но истина в том, что деньги не принадлежат никому. Эта идея обладания деньгами – полнейшее извращение, Деньги не должны быть ничьей собственностью; как и сила или власть, это только средство действия, которое вам дается, — и вы должны использовать их согласно, так сказать, «воле Дающего», то есть неэгоистичным, безличным и просвещенным образом. Если вы хороший инструмент для распространения и использования денег, то они приходят к вам — и приходят в меру вашей способности использовать их в соответствии с их предназначением. Таков истинный механизм.

Истинный подход таков: деньги — это сила, предназначенная для работы на земле, работы, требуемой, чтобы подготовить землю к приему и проявлению божественных сил, и она — то есть возможность ее использования — должна перейти в руки тех, кто обладает наиболее ясным, многосторонним и достоверным видением.

Для начала нужно (но это элементарно) хотя бы не иметь чувства обладания, чувства собственности — что значит: «они мои»?.. Я как-то не совсем понимаю. Почему люди хотят, чтобы деньги принадлежали им? — чтобы иметь возможность пользоваться ими как понравится, делать с ними все что захочется и распоряжаться ими как заблагорассудится? Так и есть. С другой стороны, есть такие, кто любит хранить их где-то... но это уже болезнь. Чтобы быть уверенными, что у них всегда будут деньги, эти люди копят их.

Если бы люди поняли, что нужно быть чем-то вроде принимающей и передающей станции и что чем шире твой охват (что прямо противоположно личностному подходу), чем более он безличный, многосторонний и широкий, тем большую силу ты можешь удерживать («силу» — то есть в материальном эквиваленте купюры и монеты). Способность удерживать, контролировать эту силу пропорциональна способности использовать деньги наилучшим образом — наилучшим с точки зрения общего прогресса, для чего необходимо широчайшее видение, всеобъемлющее понимание и самое просветленное, точное и истинное использование, не в соответствии с из­вращенными прихотями эго, но согласно потребности всей земли, ради ее эволюции и развития. То есть широчайшее видение открывает и величайшую способность управлять этой силой.

За всеми ложными движениями стоит истинное движение; есть особая радость в возможности направлять, применять, организовывать что-либо, добиваясь с минимальными потерями максимального результата. Очень интересно обладать таким видением. И именно такова должна быть истинная сторона у тех, кто хочет аккумулировать денежные средства, — это способность использовать их в очень большом масштабе. Есть еще и такие, кому очень нравится иметь деньги и тратить их; это уже что-то другое — это люди щедрые по натуре, бесконтрольные и неорганизованные. Но радость от возможности удовлетворять все истинные нужды, все потребности — это хорошо. Она подобна радости от преобразования болезни в здоровье, лжи в истину, страдания в счастье; это то же самое, что изменять искусственную (надуманную) и неразумную потребность — которая не подкреплена ничем естественным — в возможность, которая становится чем-то совершенно естественным. Столько-то денег нужно, чтобы сделать то-то и то-то, столько-то нужно, чтобы устроить то-то, починить то-то, построить то-то, организовать то-то, — это хорошо. И я понимаю, что людям нравится быть каналами, через которые деньги идут в точности туда, где они нужны...

Деньги не принадлежат никому. Деньги — это коллективная собственность, которой должны распоряжаться только те, кто обладает интегральным, всеобъемлющим и универсальным видением. Я бы добавила к этому еще кое-что: не только интегральным и всеобъемлющим, но и истинным в своей сути; видением, которое различает использование средств в соответствии нуждами всеобщего прогресса и их использование для удовлетворения чьих-то прихотей и причуд. Но это уже детали — ибо даже ошибки и даже, с определенной точки зрения, напрасные траты способствуют общему прогрессу: это уроки, которые даются нам нелегко.

* * *

Если вас посещает идея: «Я хочу найти наилучшее применение своим деньгам» (наилучшее не только с точки зрения какого-то человека, считающего то или иное их применение полезным) — что ж, вы всегда можете его найти. Обычно (хотя есть и исключения), обычно люди, у которых много денег, ставят одно условие: это должно принести им хотя бы какое-то удовлетворение. Они дают, но хотят получить что-то взамен. Если они не бизнесмены и не дают свои деньги, чтобы получить еще больше денег, если они, например, филантропы, которые хотят дать денег, чтобы способствовать прогрессу человечества, они всегда хотят, более или менее осознанно (но чаще совершенно осознанно), они всегда хотят, чтобы это принесло им славу, своеобразное удовлетворение их самомнению. Они дают деньги на создание школы — школа должна будет носить их имя. Они воздвигают где-то монумент – тогда где-то должно быть указано, что г-н такой-то пожертвовал деньги на его сооружение, и т. д. ...Когда я строила Голконду*, находились люди, которые приходили ко мне или посылали ко мне других, чтобы сказать: «Я охотно дам вам столько-то и столько-то, но вы должны будете помес­тить в одной из комнат мраморную доску, на которой будет написано: «Эта комната построена на средства, пожертвованные г-ном таким-то». Тогда я сказала: «Простите, я могу сделать для вас такие мраморные доски, но я вымощу ими пол в подвале!» Вот так-то.

Мать

· Голконда — общежитие Ашрама Шри Ауробиндо.



.
Категория: Новости сайта | Просмотров: 713 | Добавил: Элеу_Хэлен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Copyright Vosnecenie Center © 2010- 2016